Валерий Лукьянов  Полковник  в отставке  В.В.Лукьянов

На чём мы работали?

        В своей новой статье, хочется вспомнить службу в войсках правительственной связи КГБ СССР за довольно большой период времени, а именно с 1969 по 1995 годы прошлого столетия и соответственно постараться описать ту технику связи, на которой работали наши офицеры, прапорщики и военнослужащие срочной службы. Я не считаю себя великим экспертом по технике связи ВПС, но мнение практика имею на каждый хорошо знакомый мне образец. За службу в войсках либо сам работал на этой технике, либо видел, как на ней мучаются наши подчинённые.

Начнём с автомобильных радиорелейных радиостанций типа Р-400М2 ,а далее перейдём к более современным типам Р-404м  и      Р-414м. Что сразу хочу отметить, что на данных средствах радиорелейной многоканальной связи оказались совершенно не меняющиеся десятилетиями (более 35 лет) антенно-мачтовые устройства. Лишь, начиная с Р-404м, крепление секций между собой изменилось с болтовых соединений на стыках при помощи ключа-трещётки, на конусное соединение, что ускоряло процесс подъёма АМУ, но не делало стыки прочнее, и при определённых условиях антенна распадалась в разные стороны, что было опасно для членов экипажа. Секции практически  не деформировались после падения, и их можно было использовать при новом развёртывании. Этого не скажешь при падении АМУ с болтовыми соединениями. Она падала, как правило, в полном сборе и часть секций при этом деформировалось. Если из строя выходил электрический подъёмник, то время развёртывания АМУ увеличивалось в разы. Кроме того надо было менять на ручном подъёмнике поочерёдно весь экипаж, снимая (с заменой) его членов с номеров на лебёдках. Это был серьёзный физический труд, так как надо было поднять 11 секций по 2.5 метра каждая. Однако для подъёма мачты надо было сначала завернуть в грунт 4 анкерных кола, на которые затем устанавливались лебёдки с тросами верхнего и среднего яруса оттяжек мачты АМУ. Все  анкерные колья заворачивались только вручную, оставляя сверху место для крепления самих лебёдок. Основным инструментом для завёртывания анкерных кольев были обычные ломы, которые при тяжёлом грунте гнулись, и их требовалось менять, либо выравнивать обычной кувалдой. Такой «маразм» был только в нашей Советской Армии и других силовых структурах. За тридцать лет с лишним в этих АМУ ни чего не поменялось. Наука здесь просто умерла и нового, современного придумать ни чего не смогла, а скорее всего, просто не захотела. Те, кто придумал эти устройства, сами их не развертывали, а до наших офицеров и солдат, которые эксплуатировали эту технику, им было как до луны, и всё пешком.

Так что же полезного было сделано на наших многоканальных радиорелейных станциях?

 Это: При замене Р-400м2 на Р-404м увеличилось количество каналов связи в 2 раза, т.е. с 12 каналов ТЧ, до 24 каналов ТЧ (конечно без служебного канала и маркерного канала). Частично поменялась элементная база аппаратуры связи, и поменялись двигатели на электро питающих устройствах. Автомобили с Зил-157к  на Зил-131к  поменяют при переходе на Р-414м. Однако весь «маразм» связанный с АМУ останется без изменения. Антенное имущество находилось в КУНГ(е) одного из автомобилей и уложено оно было гражданскими специалистами(при разработке), которые не учли нужную последовательность для удобства и быстроты разгрузки элементов АМУ при её развёртывании. Состав машин тоже=3, как и раньше. В комплекте Р-404м было 2 полукомплекта малоканальной станции Р-403 для ответвления двух телефонных каналов с каждого направления, и на этих полукомплектах были телеграфные блоки, которые в наших войсках вообще не применялись. Однако деньги за огромное количество не нужных блоков (в войсках) промышленности платили. Не свои же. Сама    Р-403 работала в метровом диапазоне, который к этому времени был уже сильно забит, и ответвить канал с хорошим качеством было практически не возможно. Однако этот комплект аппаратуры (Р-403) продолжали возить, занимая много места в аппаратной машине. Имея узкий (по спектру) телефонный канал она для нас сейчас просто не нужна.

К девяностым годам прошлого столетия для МЧС России были разработаны высотные механические лестницы, для спасения людей при пожарах в высотных зданиях, но антенны сделать современные для радиорелейных станций  ни кто не потребовал. Нашим большим начальникам (полувоенным в ФАПСИ) было не до этих мелочей, а настоящая наука занималась вообще не понятно чем.

Перейдём к нашей тропосферной технике ПС, которая начала вводиться в начале 70-х годов в создаваемые тогда отдельные тропосферные батальоны и батальоны этого профиля в полках ПС. Это, прежде всего  ТРС Р-410-5.5. Сразу хочу отметить, что в первом приближении станция хорошая (для мирного времени), но если глубже проанализировать её военным специалистам, то встаёт вопрос, а кто готовил техническое задание для промышленности, и кто её принимал на вооружение в МО СССР, а затем и в ВПС КГБ СССР?  Явные дилетанты, а может быть просто    враги.                                                                             Самый главный недостаток этой тропосферной станции — это  необходимость её заправки тремя видами топлива (АИ-93;Аи-76 и дизельное топливо) и двумя видами машинных масел. Кто в боевой обстановке доставит их на наши станции? Если бы эта станция вводилась в эксплуатацию во времена Лаврентия Павловича, то все её создатели были бы признаны врагами народа и расстреляны в Лефортовской тюрьме после попытки сдать её военному ведомству. А в наше время всё прошло на «ура». Пройдёмся по «чудесным» свойствам этого чуда тропосферной техники.

И так:

      -аппаратная машина собрана на шасси автомобиля Урал-375к, а тянет за собой  на двухосном прицепе дизель АД-20,установленный на ширину шасси автомобиля Газ-66. Ширина шасси обоих устройств совершенно не совпадает. Раз колея колёс не совпадает, то при движении по мягким грунтам (в поле) прицеп одной парой колёс (например, правой) идёт по одной из колей тягача, а вторая пара идёт, где придётся. Это зачастую приводит к опрокидыванию дизеля и волочению его на боку, так как тягач этого просто  не замечает из-за большой мощности автомобиля Урал-375.(Иногда тянут до тех пор, пока не услышат сигнал заднего автомобиля).

-салон для отдыха личного состава на базе Зил-131 почему-то  обшит фанерой, а не металлическими листами (как аппаратная машина) для создания защитного экрана (который можно просто заземлить) от вредных СВЧ излучений, а они  присутствовали на всей территории вокруг развёрнутой станции. Даже тут сэкономили на здоровье членов экипажа, работающего на данной тропосферной станции (зачастую годами как в ДРА и в Закавказье).

-антенная машина с АМУ (на Зил-131)(их целых две на каждой станции) типа «Сосна-М» явно перегружена, и на пределе (особенно в горах) тянет это устройство с 2-х осным прицепом (на нём зеркало антенны, дуплексёры и МШУ приёмников), но самое интересное начинается при самом развёртывании антенно-мачтового устройства на местности. Иначе, как цирковым представлением, развёртывание АМУ Р-410-5.5 на этом этапе назвать просто нельзя, особенно момент стыковки зеркала антенны диаметром 5.5 метра с самой мачтой перед подъёмом её на станок антенной машины. Это всё надо видеть, описать это просто не возможно. Хотелось бы увидеть развёртывание этой АМУ группой разработчиков (из города Владимира) при её сдаче на вооружение силовым структурам СССР. Наши «друзья» за рубежом увидев это развёртывание, хохотали бы до сих пор и сказали бы после этого, что русских победить нельзя.

-в комплекте оборудования станции находилось 2 устройства для завёртывания анкерных кольев в грунт (МЗА), которое в народе называли «вертолётом», но оно было  громоздким и требовало много времени на подключение, а также хорошую подготовку экипажа для работы с ним. МЗА  было разработано, прежде всего для Европейского ТВД,  где мягкие верхние слои почвы и для завёртывания анкеров строго вертикально. Это устройство  в войсках применялось не всегда.  Проще завернуть анкерные колья простыми ломами как на Р-414м и сразу все четыре «анкера» на одной из антенн, а затем на другой.(Чаще под наклоном в 75 градусов).

-серьёзным недостатком является и тот факт, что водителей для Вооруженных Сил СССР в то время готовили только на автомобили без прицепов, а весь парк автомобилей тропосферных станций надо было   переподготовить  для, последующего получения ими в ГАИ МВД категории «Е» (Вождение автомобиля с прицепом). Кроме того возникает вопрос обеспечения безопасности всего личного состава, который обслуживает это мощное электронное устройство, которое излучает СВЧ поле не только в направлении на корреспондента, но  обратными и боковыми лепестками. На станциях были костюмы с металлизированной тканью для кратковременной работы на антенне при включённом передатчике, но для чего они, толком мы не знали. Этими вопросами ни кто не занимался, а это наше с Вами здоровье. Ну и, на закуску, в этом разделе. Если посмотреть на колонну тропосферного подразделения, то можно увидеть, как она под «завязку» загружена. На всех дизелях по две дополнительные бочки под дизельное топливо. Транспортная бортовая машина типа Зил-131, из расчёта на две ТРС, тоже загружена полностью дизтопливом, дровами и т.д. плюс тянет за собой одноосный прицеп с питьевой водой типа ЦВ-1.2. Иначе (как говорят в Одессе) удачи не видать. (Особенно в Средней Азии).

Теперь пришла очередь посмотреть  новую ТРС типа Р-412А. Она начала выпускаться на базе дизельного Урала, а сейчас выпускается на базе КамаЗА. Это всё здорово, но мы совсем забываем о диапазоне рабочих частот этой «чудо» техники. А он от 4,4-4.7  Гига.Герц.(сантиметровый диапазон).Мощность передатчика от 200 до 400 Ватт. в зависимости от режима работы станции. Все соединительные фишки на кабелях юстировки были с микрорезьбой, которую в ночное время или зимой завернуть проблематично. Хомуты соединения волноводов  изготовлены из сырой жести. Три полу изгиба и хоть портянками завязывай. Получить лучевую болезнь на этой станции очень даже просто, но нам об этом старались, вслух, не говорить. Какой скандал сейчас возникает в российских городах при установке очередной базовой станции сотовой связи, а её передатчик излучает всего до 30 Ватт. В наших войсках ПС даже не существовало комиссии по вопросам санитарной безопасности личного состава при эксплуатации поставляемых образцов техники связи. Так о нас заботились наши руководители. Люди для них были просто расходным материалом.

Далее рассмотрим  нашу станцию космической связи «Кристал-ПС» в одно машинном исполнении. Красота, вместо трёх машин на старой станции «Корунд», всего одна машина типа дизельный Урал. Но опять о людях, которые будут на ней работать и зачастую довольно долго, подумать забыли. Экипажу в станции размещаться негде и тогда для отдыха его членов в штат станции ввели  палатку на 4 места и 4 меховых спальных мешка. Хотел бы я посмотреть на этих «умников», кто это придумал, как они перенесут хотя бы одну ночёвку в этой палатке при -30 градусов мороза или при +35 градусах тепла. Экипаж, из связного,  превратили в команду альпинистов — экстрималов. На мой взгляд, можно было к этой аппаратной изготовить (даже двухосный прицеп) для отдыха экипажа, приготовления в нём пищи и её приёма в человеческих условиях. Это ещё раз к вопросу  заботы о человеке в погонах.

Ну и совсем немного о наших военных автомобилях тех легендарных времён. Всем известен такой автомобиль как Урал-375. Грозная машина с высокой проходимостью, но на очень дорогом бензине, а  самое главное, что в его официальном техническом описании было чёрным по белому написано, что у него могут отказать тормоза. Причина не указывалась, а просто нам сообщили «приятную» новость. В какой стране мира есть такой автомобиль в Вооружённых Силах государства, и принятый на вооружение с таким недостатком? Это просто полное безобразие.

В завершение своей статьи о нашей боевой технике хочется обратиться, к руководителям современных войск ПС с такими пожеланиями:                                                                                                                 1.Радиостанции связи управления, как КВ диапазона (например для  Р-410-5.5 и Р-412А), так и УКВ диапазона устанавливать на заводах изготовителях этой техники, учитывая требования науки в этой области и пожелания связистов по удобству их размещения и возможности работы на них(особенно КВ радиостанций) на ходу. Мастерские связи наших частей выполнить эту работу грамотно просто не смогут, так как надо иметь соответствующие комплектующие детали, а этого, как правило, не имеется. Начинают работы из подсобных материалов кустарным способом. Качества это не добавляет. Появляются отказы техники в самое не подходящее время.

2.Электронная промышленность России готова предложить очень приличные средства КВ и УКВ радиосвязи, но их должны выбрать специалисты и сразу на все войска.

3.Все офицеры войск ПС независимо от их специальности (воспитатели, тыловики, медики, связисты всех профилей, не только офицеры, но и прапорщики) обязаны уметь уверенно работать на средствах связи управления. Это будет очень необходимо в боевой обстановке.

В заключение своей статьи о нашей технике связи хочется попросить читателей в комментариях добавлять имевшие место негативные проявления на нашей технике связи. Это будет хорошим подспорьем тем руководителям, которые будут отбирать новые образцы техники в ближайшее время. Только офицеры и прапорщики, годами работавшие на технике связи ВПС могут рассказать о ней чего она стоит. Несколько снимков после текста.

С уважением к Вам, полковник в отставке ФСБ РФ  В.Лукьянов.


Р-412А Тропосферная радиостанция Р-412А на базе дизельного Урала.

Р-439

 Станция космической связи на базе дизельного Урала.    Жаль, что рядом не развёрнута 4х местная палатка для экипажа.

Р-410-5.5

Тропосферная станция Р-410-5.5 на позиции.

Р-414jpeg

Многоканальная радиорелейная станция Р-414м в учебном классе.

 Сосна ТРС

 

На снимке идёт развёртывание (цирк приехал) сразу четырёх АМУ типа «Сосна-М» от тропосферных радиостанций Р-410-5.5.на местности.

 

Понравилась статья, напишите комментарий и расскажите друзьям

Friend me: